Монолог


Знаешь, кажется, мне есть, что тебе сказать... Я понял это далеко не сразу, совсем не в тот момент, когда я впервые увидел тебя. Да и помню ли я ту первую встречу, бесконечно короткую, эфирно-несущественную и похороненную за лохмотьями памяти?

Язычок свечи волшебен в своей нежности, кроткой прозрачности и неугасимой, всепрожигающей силе. Но кому дело до его хрустального очарования, если в соперники одинокой свечи на тесный ринг неба выйдет солнце, бахвалясь своей разнузданной мощью. Но равно как я не могу заставить свой взгляд рассматривать дневное светило, я не смогу оторвать глаз от таинства ночной гостьи.

Круг замкнулся, опустилась ночь, и мой комнатный электрический свет тихо отступил в далекие фонарные огни за окном. Я опять шепчусь со свечкой, которая вздрагивает от моего дыхания, испуганно расшвыривая прочь тени.

Знаешь, мне есть, что тебе сказать. Я понял это уже по тому, что неожиданно для самого себя вспомнил твое лицо – как вспоминают лицо смерти, когда она мягко убаюкивает тебя ласковыми волнами, яростно рвущими твои виски. Она говорит тебе: «Здравствуй, вот мы и опять с тобой свиделись...», а ты молчишь, потому что есть так много слов, которые нужно сказать.

Мне есть, что сказать тебе, я распознал это по своему молчанию, в тот отрезок времени, когда пол везущего нас в темноту автобуса прерывисто качался, а незнакомые фонари за окном складывались в фантастические слова. Усталость хотела нежно взять меня за руку и увести куда-то ближе к луне, но я просил ее чуть-чуть подождать, и она уступила...

Мне есть, что сказать тебе – я угадал это из твоих глаз. Я не запомнил ни их цвета, ни их глубины. Я лишь понял, что они не умеют быть немыми.

Ты сказала: «Я взрослая», и тогда, помню, я тебе не поверил, самонадеянно полагая себя осмыслившим тайны движений души... А сейчас я не могу понять, почему у этого воспоминания кислый привкус ржавчины. И никак не разберусь, то ли ты маленькая девочка, баюкающая младенца-старика, то ли мне просто страшно.

Ведь я – всего лишь маленький упрямый мальчишка, нелепо напевающий какую-то песню про изменчивый мир, от которой я помню, правда, лишь пару строчек припева. Мальчишка, для которого стать взрослым – означает смириться с жизнью.

Тогда ты сказала еще одну фразу, процарапавшую во мне размышления с рваными краями: «Ты пытаешься изменить людей, а я их просто люблю.» После этого я долго шел и размышлял, позволяя моему телу автоматически искать какую-то описанную тобой лестницу, якобы позволяющую мне откуда-то или куда-то выбраться. С самого начала я не ставил под сомнение справедливость твоего утверждения, я лишь пытался понять, что я смогу ответить ангелу, если таковой вдруг случайно заглянет в мою комнату...

И понял, что не могу любить этот мир...

Не могу именно потому, что слишком его люблю или слишком его ненавижу – без средних состояний, без приятного, покойного безразличия.

Понял, что пока я куда-то еще иду, я буду пытаться менять людей, ненавидеть и их, и себя, до крови обкусывать себе губы от напряжения несовершённых ошибок. Буду пытаться менять людей, неистово любя их, ведь противоположность любви – не ненависть, а бездеятельное и созерцательное безразличие.

Есть ли любовь – помощь малютке сделать свои первые неуверенные шаги?

Или любовь – всего лишь взрослое любование застывшими линиями?

Когда умирает картина? Когда она нарисована...
 

Мне есть, что сказать тебе. И я не знаю, зачем я говорю все эти слова, ведь я все еще не сказал ни одного слова...

Конечно, глупо искать что-то вне себя...

Улыбайся, бронзовая статуэтка за стеклом, хмурься, прослезившееся осеннее небо, плачь, нежная ночная свеча... Как жаль, что вы безмолвны, ведь мне есть, что вам сказать...
 

14.10.1998 г.
Hosted by uCoz